Нарисованная реальность:
ФРОНТОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
В первые дни войны, одновременно с массовой мобилизацией, было принято решение о создании творческих бригад и мобильных агитационных пунктов. В том числе на фронт отправлялись и художники. Следующие несколько лет они фиксировали происходящее на передовой, изображали командиров и солдат, зарисовывали сцены боев, чтобы сохранить их для истории. Как и у их героев, судьбы их складывались по-разному. Вот истории нескольких из тех, чьи работы вы можете увидеть в проекте «Известий».
ФРОНТОВЫЕ ХУДОЖНИКИ
Детский иллюстратор на фронте
Елена Афанасьева
Родилась в 1900 году в Брест-Литовске в семье офицера царской армии, а росла в Чите и Харбине. Там же, в Харбине, начала рисовать. В 1923 году из Владивостока уехала в Москву для поступления во ВХУТЕМАС. По дороге у нее украли папку с работами для творческого конкурса, поэтому новые она готовила прямо в поезде, набрасывая портреты своих попутчиков.
Именно легкость, быстрота и точность наброска затем стали ее отличительными профессиональными качествами.
После окончания училища Елена Афанасьева сотрудничала с издательствами детских книг и детскими журналами, например с «Мурзилкой». Иллюстрировала книгу Агнии Барто. А еще рисовала передовых работников, артистов театров, фиксировала всевозможные заседания и мероприятия.
Во время войны она стала бригадиром художников в эстампной мастерской. Там в том числе готовили портреты героев, которые затем тиражировали на листовках. В 1941–1942 годах она создала серию работ о медиках и пациентах экстренно развернутого в Москве эвакогоспиталя №290.
Фото: Wikipedia
Художник из морской пехоты
Павел Кирпичев
Советский график и художник-иллюстратор, Павел Кирпичев родился в 1904 году в Новочеркасске. Окончил ВХУТЕМАС. До войны сотрудничал с различными советскими издательствами, выставлялся в Париже, Англии, Польше и Чехословакии.
Во время войны был военным корреспондентом 255-й бригады морской пехоты, участвовал в боевых действиях на Малой земле под Новороссийском — там он провел несколько месяцев.
В декабре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, его направили на Донской фронт, чтобы выполнить серию зарисовок и собрать материалы для подготовки выставки, посвященной 25-летию Красной Армии.
Позднее именно Павел Кирпичев проиллюстрировал книгу Леонида Брежнева «Малая земля». Кроме того, как художник работал с журналами «Вокруг света», «Пионер» и «Дружные ребята».
Фото: Wikipedia
К войне от рекламы и туризма
Николай Жуков
Живописец, график и иллюстратор Николай Жуков с 1943 года возглавлял Студию военных художников им. Грекова, члены которой активно работали на фронте.
Он родился в 1908 году, активно работать стал в начале 1930-х. Создал серию рекламных плакатов для «Интуриста». Эти работы получали премии в Лондоне и Вене. Также Жуков рисовал плакаты, посвященные московским достопримечательностям, советскому театру, цирку и музеям (например, плакат «Выставка Рембрандта в ГМИИ им. А.С. Пушкина» 1937 года).
Войну Николай Жуков начал солдатом-артиллеристом, затем стал художником армейской фронтовой газеты и одновременно — военным корреспондентом «Правды». Был автором множества плакатов, в том числе очень известных. Например, именно он в соавторстве с Виктором Климашиным создал знаменитый плакат «Отстоим Москву!», один из символов обороны столицы.
Фото: Wikipedia
Баталист и монументалист
Анатолий Горпенко
Анатолий Горпенко — известный советский художник-баталист. Прославился он прежде всего монументальными работами. Горпенко создал сразу несколько диорам, посвященных истории Великой Отечественной, а еще — одну из пяти панорам в России. «Волочаевская битва» посвящена событиям гражданской войны на Дальнем Востоке. Увидеть ее можно в Хабаровском краевом музее.
Кроме того, художник вместе с легендарным скульптором Вучетичем и архитектором Яковом Белопольским работал над памятником советскому солдату в Берлине — для него он выполнил мозаичный панно-фриз. Послевоенные мозаики его работы также можно увидеть на памятнике Победы в Москве, на витражах советского посольства в Берлине и на плафоне во Дворце культуры в Воркуте.
Во время войны он, как и большинство художников, делал небольшие фронтовые зарисовки, рисуя в том числе простых солдат.
Фото: Wikipedia
Художник в небе
Николай Пильщиков
Николай Пильщиков в годы войны совмещал сразу два своих призвания. Боевой летчик, защищавший небо Ленинграда, он именно в это время начал карьеру профессионального художника.
Он родился в 1914 году на Кузбассе. В 1930-е, как многие молодые люди, занимался в аэроклубе и одновременно увлекался рисованием. В конце 1930-х переехал из Новокузнецка в Ленинград, где поступил на подготовительные курсы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, затем стал студентом этого института.
Первый курс он окончил как раз в 1941 году. Уже летом, в первые дни войны, его призвали в армию. Служил старший лейтенант авиации Пильщиков на Ленинградском фронте.
Несмотря на это, свой первый военный плакат, созданный совместно с художником Александром Лактионовым, Николай Пильщиков выпустил уже на седьмой день войны, а в августе 1941-го состоялась первая персональная выставка работ летчика и художника. До самого конца войны рисовал он, прежде всего, тех, кто был ему особенно близок — советских авиаторов.
Фото: Wikipedia
О фронтовых художниках рассказывает Нина Забаровская, заведующий отделом экспозиций и выставок Музея Победы:
Художники принимали активное участие в борьбе врагом с самого начала войны. Часть из них сразу ушла сражаться на фронт добровольцами, другие попали в партизанские отряды и народное ополчение.
С февраля 1942 года были командированы в действующие части Западного фронта художники военной студии им. Грекова — она действует и сегодня. Они должны были вести художественный репортаж о событиях и жизни солдата на войне, а также заниматься сбором зарисовок и этюдов в местах боев, на переднем крае Великой Отечественной войны.
Фото: из личного архива
Как они жили
Художников студии Грекова распределили по полкам и дивизиям. Периодически художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сделать выполненные зарисовки, обменяться опытом, запастись необходимым для дальнейшей работы материалом, и снова уезжали в части.
С изменением характера войны менялись и условия работы художников. Чтобы художники могли принять участие в стремительном наступлении наших войск в конце войны, были оборудованы специальные походные мастерские в автомашинах, на которых было всё необходимое. Быстрота передвижения давала возможность видеть наступление армии и делать зарисовки на улицах Варшавы, Праги, Вены.
Как воевали
Художник Марк Домащенко, например, был очевидцем и участником боев за освобождение Крыма. Во время штурма Сапун-горы командир роты погиб. Старший лейтенант Домащенко, как раз рисовавший сцену боя, принял командование ротой. Художники Анатолий Горпенко, Леонид Голованов и Павел Глоба участвовали в боях за освобождение Киева, вместе с войсками форсировали Днепр, а Николай Обрыньба два года провел в партизанской бригаде в лесах Белоруссии.
В первую очередь в это время, конечно, развивался портрет. Это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины. Сейчас в Музее Победы таких портретных зарисовок непосредственных участников войны есть более 500.
Еще были зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, боевой техники. Они являются не только драгоценным материалом для картин, но и ценными художественно-историческими документами, своеобразной изобразительной летописью истории Великой Отечественной войны. Каждый рисунок, каждый набросок, правдиво сделанный с натуры, имеет особое значение как неповторимый документ той эпохи.
Что рисовали
Солдаты
О чём рассказывают
старые портреты
Как рисовали войну