На этом портрете новгородцу Николаю Храмову 24 года. Портрет был сделан в начале мая. Незадолго до этого, в марте 1942-го, он отличился в бою и был награжден медалью «За отвагу».
Именно поэтому, скорее всего, танкист привлек внимание приехавших в часть художников. При этом с него написали сразу два портрета. Один — который вы видите сейчас, другой — почти такой же, только черно-белый. Сделали их художники студии им. Грекова Анатолий Горпенко и Евгений Комаров. Обе работы в итоге попали в Музей Победы и находятся в его фондах до сих пор.
Cам Николай Храмов погиб спустя несколько месяцев, в конце августа 1942-го. Он сгорел вместе с машиной в бою недалеко от деревни Колодези Калужской области.
Вместе с ним погибли и два других члена экипажа — это удалось узнать из донесения о потерях. Поисковики подняли архивы части и обнаружили в ней другой документ — рисунок со схемой боя, благодаря которому удалось установить точное место гибели танка, в котором находился Храмов.
Но информации о захоронении, которая обычно там указывается, в документах не было: могилы у Николая Храмова, как и у двух других членов экипажа танка, нет.
Нарисовавший его Анатолий Горпенко после войны вместе со скульптором Вучетичем стал одним из авторов монумента советскому солдату «Воин-освободитель», установленного в Берлине.
На портрете — пилот 429-го истребительного авиаполка 1-й Воздушной истребительной армии, старший лейтенант Всеволод Михайлович Андреев. Здесь ему 18 лет — он родился в Москве в 1923 году, в 1940-м добровольцем пошел во 2-ю Московскую военную авиашколу.
Неизвестно, как складывалась его служба, но, скорее всего, он успел чем-то отличиться, если его запечатлел фронтовой художник, — иллюстратор Елена Афанасьева в годы войны готовила, в первую очередь, портреты героев, которые затем тиражировали на открытках и плакатах.
Известно, однако, что в 1943 году его самолет разбился на подмосковном аэродроме Быково. Летчик, которому исполнилось только 20 лет, был похоронен в Раменском районе Подмосковья. Родственников у него, видимо, не осталось.
Родители успели узнать о судьбе сына. Из документов, которые подняли поисковики, видно, что они — сами москвичи — присутствовали на похоронах. В тех же документах были и данные о самой могиле.
Захоронение, расположенное в Подмосковье, видимо, давно никто не посещает. Поисковики, установившие судьбу Андреева, нашли его и привели в порядок.
Алексей Бормотов, «Поисковое движение России»: «Когда мы стали выяснять историю этого портрета, оказалось, что это очень известная в те годы личность. Михаил Жуков был летчиком-истребителем, воевал с первых дней войны и вошел в число трех первых Героев Советского Союза».
Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны, 23 июня, а 29 июня, истратив весь боезапас, пикированием сумел вогнать немецкий бомбардировщик в озеро. 8 июля его имя оказалось в списке первого в истории войны приказа о присвоении звания Героя Советского Союза.
Как только телеграф и радио разнесли по стране указ о первых героях Отечественной войны, популярны и любимы стали имена Героев Советского Союза Степана Здоровцева, Михаила Жукова, Петра Харитонова… Так воюют и побеждают простые советские люди, не знающие страха в борьбе, гордые сыны нашего крылатого народа. Они множат мастерство и отвагу и бьют врага, беспощадно обрушивая на него тонны стали, уничтожая его в воздухе.
После этого образ Михаила Жукова активно использовала пропаганда — было выпущено множество открыток и плакатов. Именно для этого, видимо, художница Елена Афанасьева и сделала этот набросок: детский иллюстратор, в войну она возглавила бригаду художников в эстампной мастерской, которая тиражировала портреты героев.
Старшему лейтенанту, который родился в 1917 году в одной из вологодских деревень, здесь 24 года. Награду он, видимо, получил совсем недавно.
Неизвестно, как складывалась его служба, но, скорее всего, он успел чем-то отличиться, если его запечатлел фронтовой художник, — иллюстратор Елена Афанасьева в годы войны готовила, в первую очередь, портреты героев, которые затем тиражировали на открытках и плакатах.
Теперь информацию о нем передали участникам проекта «Небо Родины», которые занимаются поиском упавших самолетов и установлением судьбы их экипажей.
Сержант Николай Крестильников родился в 1921 году в Мартыновском районе Ростовской области. В 1943 году он пропал без вести — где и при каких обстоятельствах, установить так и не удалось.
Его мать прожила долгую жизнь и вплоть до 1980-х годов хранила фотографию пропавшего сына и его фронтовое письмо. По ним его знали и родственники, которых удалось найти поисковикам.
Узнать о дальнейшей судьбе Крестильникова в семье упорно пытались еще в советские годы, но им так и не удалось ничего выяснить.
Они еще в 1943 году получили похоронку — что он пропавший без вести. Но после войны они всё равно его искали, его двоюродные братья. Так вот, двоюродный брат сделал запрос, и ответ на него пришел 25 ноября 1957 года. И больше никаких сведений о нем не было. Ничего вообще. Последнее письмо пришло откуда-то из-под Николаева, это бабушка, его мама, говорила, а где он пропал без вести — мы так и не узнали.
Этого человека зовут Молах Рощинский. Он родился в 1899 году (где — неизвестно) и в войну служил в отряде, действовавшем на территории так называемого Вадинского партизанского края — это земли современной Смоленской области и Белоруссии. Он пропал без вести в сентябре 1944 года.
К сожалению, никаких упоминаний в документах о нем нет, за исключением одной строчки в донесении о потерях.
Портрет, сделанный художником в лесах незадолго до того, как он пропал, — теперь единственное воспоминание, которое о нем сегодня сохранилось.
Иногда, впрочем, портреты помогают узнать о неожиданных поворотах в судьбах солдат, дошедших в итоге до конца войны.
Так было, например, с молодым снайпером Николаем Малоштановым. В 1943 году художник Павел Кирпичев изобразил его на Малой земле — плацдарме под Новороссийском, который советские части удерживали в течение 223 дней.
Работа с любым портретом для поисковиков начинается с изучения сохранившихся в базах данных документов. Их можно посмотреть на сайтах «ОБД Мемориал» или «Подвиг народа». По этим данным выходило, что речь идет о портрете погибшего бойца. В документах была пометка о том, что человек, изображенный на портрете, пропал без вести в сентябре 1943 года.
По данным из тех же документов поисковикам удалось выйти на родственников снайпера, чтобы передать семье копию портрета. И родственники рассказали, что Николай Малоштанов прошел войну и дожил до Победы.
О том, что с ним произошло в сентябре 1943-го, они тоже узнали совсем случайно — и тоже благодаря портрету. Сам он об этом никогда не говорил.
Они же ‹фронтовики› о себе не рассказывали, а я тогда еще маленькая была. В детстве мы жили по соседству, но так-то, в семье, он ничего никогда не говорил. Об этом узнали, когда фотография его была напечатана в газете, в «Ставропольской правде». Там была какая история — он воевал на Малой земле, ему было то ли 19, то ли 20 лет.
Он был снайпером, и его нарисовал художник. А потом он был тяжело ранен и остался лежать на ничьей земле. Он пролежал так пять дней, и его успели записать как без вести пропавшего. А потом, во время атаки, его обнаружили свои.
И в 1970-х его портрет попал на выставку как портрет погибшего солдата. Так мы вообще узнали о том, что с ним произошло. Портрет тогда на выставке всё равно оставили, хотя и оказалось, что он жив.
После лечения Николай Малоштанов вернулся в строй и до конца войны служил на Тихоокеанском флоте, занимаясь сопровождением конвоев, следовавших в СССР по ленд-лизу. После войны приехал в Ставрополь, где устроился в проектное бюро.
О Михаиле Сергееве известно лишь, что он родился в 1904 году в Ленинградской области и до войны жил в Ленинграде — на Крестовском острове. В армию ушел в 1941 году —ему было около 37 лет.
В 1943 году он, очевидно, служил где-то под Можайском — его портрет входит в одноименную серию Самуила Хинского.
Погиб Михаил Сергеев 22 января 1944 года под Ленинградом, в Тихвинском районе — за пять дней до окончательного снятия блокады.
Он был, видимо, одиноким человеком. Если в большинстве случаев поисковикам сегодня не удается установить родных из-за того, что сведений о солдате нет или следы семьи за прошедшие десятилетия затерялись, то в донесении о безвозвратных потерях напротив имени Михаила Сергеева стоит пометка: «Родных нет».
Родных нет
Иван Кузьмич Жигунин родился в 1907 году в Рязанской области. Был женат на Валентине Егоровне Жигуниной — об этом говорится в сохранившихся в архивах документах. А в марте 1942 года погиб под Смоленском.
Больше ни о нем, ни о его родственниках ничего неизвестно.
Зато довольно много известно об эвакогоспитале №290, в котором он оказался в 1941-м.
В дни обороны Москвы, в конце 1941 года, его экстренно развернули в стенах Лефортовского госпиталя, сегодня — главного военного клинического госпиталя имени Н. Бурденко. Именно сюда попадали тысячи защитников столицы, большинство из которых сразу из его стен снова отправлялись на фронт.
Его сотрудников, лечившихся там простых солдат и именитых командиров зарисовала художник Елена Афанасьева, создавшая целую серию «Эвакогоспиталь №290». О многих из ее героев теперь напоминают только созданные тогда наброски.
Это письмо, написанное стрелком-радистом Леонидом Курьиным сестре, было опубликовано во фронтовой газете спустя две недели после его гибели. Леонид написал его почти за год до этого и все это время хранил в своих вещах. Он погиб в 1943 году над Ленинградским фронтом в возрасте 24 лет. За тот бой он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, еще раньше получил орден Красной звезды. К 24 годам Леонид Курьин успел побывать сразу на двух войнах — в 1939 году он уходил на Советско-финскую войну. Ему тогда было 20 лет.
Портрет разведчика, морского пехотинца Петра Пропастина — еще одна работа художника Павла Кирпичева, выполненная им во время командировки на Малую землю.
По меркам того времени Пропастин был на фронте человеком опытным. Он родился в Новороссийске в 1916 году, в армию пришел в 1936-м, в войне участвовал с самого начала — с 22 июня 1941 года.
Но в конце апреля 1942 года был неожиданно осужден военным трибуналом к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) — это известно благодаря пометке, сделанной позднее в донесении о безвозвратных потерях. В лагерь Петр Пропастин все же не попал.
Петр Пропастин был дважды ранен, представлен к ордену Красного Знамени. В сентябре 1943 года он погиб под Новороссийском, освобождая родной город.